Исследовательский проект как самому создать пластилиновый мультфильм. Мастер-класс «Мультфильм из пластилина своими руками

Муниципальное бюджетное учреждение

Цель: знакомство с «пластилиновой анимацией» как техникой создания мультфильмов.

Задачи:
1) Познакомить с видами анимации и мультипликации;
2) Освоить технику создания мультфильмов из пластилина;
3) Выявить и проанализировать возможные риски при освоении данной техники.

По окончании МК слушатели узнают:
участники окунутся в творческий процесс создания анимационной продукции;
узнают, как делаются и двигаются пластилиновые персонажи мультфильмов;

Смогут научиться:
на практике попробуют разнообразные способы лепки (объёмная, плоская, из деталей);
«оживят» работу участников мастер-класса, сделав маленький сюжет; Необходимые материалы и оборудование:

    пластилин, стеки (заготовки героев из пластилина); фон для мультфильма (готовый); фотоаппарат со штативом; компьютер с (Movie Maker, Pinnacle Studio, Sony Vegas)

Ход мастер-класса:

I. Вступление

Добрый день, уважаемые гости, родители, педагоги и ребята. Меня зовут, педагог дополнительного образования объединения «Телестудия». Сегодня я поделюсь с Вами своим педагогическим опытом, своими наработками. Рада представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Мультфильм из пластилина своими руками» (на примере сказки «Колобок»).

Целью моего мастер-класса является, познакомить Вас с техникой создания мультфильмов из пластилина.

II. Теоретическая часть

Все дети и даже взрослые любят мультфильмы. А кто делает мультфильмы? Волшебники, которые называются «художники-аниматоры». Они могут оживить нарисованного зайца, и он побежит, пластилиновая ворона взлетит и закаркает, а простой кубик поедет сам собой. Как же они это делают? Можно ли научиться такому волшебству? Да! На нашем мастер-классе вы попробуете себя в качестве аниматоров. Попасть в мир пластилиновых фантазий не сложно. Достаточно взять в руки пластилин, проявить немного фантазии и окунуться в волшебный мир анимации.

Мультипликамция умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы получения движущихся изображений.

Анимация (от фр. animation) — оживление, одушевление.

Мультипликация, анимация — разновидность искусства, как правило использующая технологию мультипликации как основной элемент творчества.

Создание мультфильма это длительный и трудоемкий процесс. на создание одного мультфильма 2-3 минут может уйти от 2 недель до нескольких месяцев. Все зависит от техники изготовления мультфильма. Рассмотрим основные виды:

Графическая (рисованная) анимация - классический вид анимации, где объекты рисуются вручную.

Перекладная анимация - нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру.

Живопись на стекле - рисовании масляными красками по стеклу. Каждый кадр при этом - это живописная картина, которая видоизменяется мазками художника.

Кукольная анимация (объемная) - объекты с отдельными элементами материального мира (куклы изготавливаются вручную).

Пластилиновая анимация (объемная) объекты с отдельными элементами материального мира (герои изготавливаются из пластилина)

Компьютерная анимация - вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. Разделяют 3D и 2D (включая также flash-анимацию).

Сыпучая (песочная) анимация – картины создаются на специальном столе, рисуем – крупы, манка, кофе) Очень красивая, но достаточно камерная техника, требует особой кропотливости и усидчивости.

Рассмотрим основные этапы создания мультфильма.

1. Выбор идеи, написание сценария, раскадровка.

2. Подготовка декораций (герои, фоны)

3. Съемка кадров.

4. Монтаж.

5. Наложение звукового ряда.

6. Окончательная обработка, сохранение проекта.

II. Практическая часть.

Поскольку сам процесс создания мультфильма очень длителен, мы сегодня поработаем над 2 этапом, создадим героев из заготовок по образцу. На 3 этапе, мы выполним частичную покадровую съемку нужной нам сцены.

Текущий инструктаж. Помощь.

Итак, а сейчас я предлагаю приступить к работе (изготовлению героев мультфильма). Для этого нам понадобится:

    Готовый фон Заготовки героев сказки из пластилина Фотоаппарат Штатив Компьютер с необходимым .

Изготовление героев сказки Колобок по образцу (заяц, лиса, солнышко, Колобок).

Фон готов, камера установлена. Фоны и фотоаппарат должны быть зафиксированы, чтобы изображение при съемке не сдвигалось и не прыгало. Освещение так же должно быть хорошее. Герои готовы и мы приступаем к съемке.

Изображение, которое мы видим по ТВ 25 кадров в секунду, но для достижения эффекта движения достаточно 8-10 кадров в секунд.

А сейчас присаживайтесь на свои места.

Для того чтобы собрать мультфильм в единое целое, необходимо отснять все необходимые сцены. Затем в любом видеоредакторе проводим монтаж фильма, наложение звукового ряда (озвучивание мультфильма) и сохраняем проект.

И вот что у нас с вами должно получиться в результате.

Просмотр готовой сцены. Обсуждение.

IV. Заключение. Рефлексия.
- Понравилось ли вам создание пластилиновой анимации?
- Насколько трудно/легко было выполнять?
- Есть ли желание продолжить работу?

Пластилиновая мультипликация - это не только искусство, но и интереснейшая площадка для проявления индивидуальности ребёнка, развития интеллекта, речи, внимания, фантазии, воображения, позитивного отношения к миру!

Пластилиновая мультипликация отличается своей реалистичностью! Ведь в отличие от виртуального мира компьютерных игр и рисованных мультфильмов, этот мир - объемный. У пластилиновых героев все, как у людей: они живут в настоящих домиках и ходят по настоящим улицам.
Чем это интересно? Во-первых, своей новизной. Во-вторых, во время создания пластилинового мультфильма, дети узнают, как делаются и двигаются пластилиновые персонажи мультфильмов. На практике попробуют разнообразные способы лепки (объёмная, плоская, из цельных кусков, из деталей).
Процесс создания мультфильма – увлекательное и познавательное занятие для любого ребенка, он путешествует из одной роли в другую: от сценариста и аниматора до монтажера, впитывая в себя все яркие краски радостных эмоций и совместных творческих занятий!


На этом мастер-класс окончен, спасибо Вам за то, что вы пришли к нам, уделили немного своего времени и посетили наше учреждение. До новых встреч!

Содержание

    Аннотация

    Введение.

    Основная часть

История развития мультипликации

Делаем пластилиновый мультфильм

    Заключение.

    Литература

Аннотация.

Кто не любит мультфильмы?

Мультфильмы - это яркие краски и волшебные сказки, это веселые герои и захватывающие приключения, это целый мир увлекательных историй, новых друзей, невероятных тайн и сногсшибательных открытий.

При работе над проектом «Пластилиновый мультфильм» ребята изучили в Интернете информацию о развитии мультипликации, о технике пластилиновой анимации. Изучили и попробовали технологию создания пластилинового мультика. С огромным удовольствием лепили героев, передвигали и снимали кадры, озвучивали сказку и монтировали видео. Эта работа помогла расширить знания в области мультипликации, поэтому считаю данный проект не только творческим, но и научно-исследовательским. П роект охватывает следующие образовательные области: познание мира, литературу, трудовое обучение, музыку, информационные технологии. Дети овладевают первыми навыками поисково-исследовательской и экспериментальной работы. Совместная работа объединяет детей и родителей.

Ценность данной работы состоит в заинтересованности авторов к изучению основ мультипликации и создании пластилинового мультфильма, с целью творческого развития детей. Ребята сделали выводы в своей работе и попытались привлечь внимание одноклассников к данному виду работы, как к средству творческого самовыражения.

Введение.

Все с детства знакомы с пластилином. Наверняка каждый ребенок лепит различных зверюшек, человечков. А если этих зверюшек и человечков начать двигать и покадрово снимать, то можно сделать целый пластилиновый мультфильм. Любой мультфильм делается с соблюдением принципов анимации. Слово «анимация» означает «оживление».

Вы все смотрели мультик про пластилиновую ворону, и другие пластилиновые шедевры киноанимации, и завидовали их создателям. Ведь если обычный мультфильм сделать под силу не каждому, то уж пластилиновый – легко.

Мы решили попробовать создать такой мультфильм. Стали работать над творческим проектом под названием «Пластилиновый мультфильм».

Цель проекта: создание пластилинового мультфильма.

Задачи:

    Изучить историю развития мультипликации.

    Изучить основные этапы создания пластилинового мультфильма.

    Изготовить персонажи, декорации сказки.

    Создать пластилиновый мультик.

Место проведения: школа

Методы исследования: изучение литературы, интернетресурсов, эксперимент в создании пластилинового мультфильма, анкетирование.

Для создания нашего творческого проекта «Пластилиновый мультфильм» мы выбрали всеми известную и любимую народную сказку «Колобок».

Основная часть

История развития мультипликации.

Прежде чем начать проект мы ознакомились с историей развития мультипликации.

С древности люди мечтали о возможности передачи движения в своих произведениях

Так в древнем Египте и древней Греции попытку передачи движения можно увидеть в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов, в рисунках, украшающих вазы (рис.1).

рис.1

В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней.

В XV в. - появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные моменты движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков (рис.2).


рис.2

В средние века появились аппараты, которые называли «волшебным фонарем» (рис.3).

рис.3

В 19 веке всё чаще появлялись различные устройства предшественники мультипликации.

рис.4. Фенакистископ

рис.5. Стробоскоп

рис.6. Праксиноскоп

рис.7. Мутоскоп

рис. 8. Оптический театр Рейно

Рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. В 1905 году, через десять лет после изобретения кино, американцы Блектон и Маккей впервые сняли на кинопленку рисунки и создали прообраз мультипликационного кино. В чем же заключается секрет «оживания рисунков»?

В проекторе за секунду пробегает 24 кадра, и для глаза все они сливаются в одно движущееся изображение. Значит, для «оживления» нужно сделать множество рисунков одного и того же объекта, на каждом из которых он изображается чуть-чуть по-другому. Вот почему этот вид кинематографа получил название «мультипликация». В переводе с латинского это слово означает «умножение».

Позднее, когда появились не только рисованные, но и кукольные мультфильмы, для них придумали другое название - «анимация». Но многим более близко старое и привычное понятие мультипликации.

Делаем пластилиновый мультик.

Пластилиновая анимация – один из самых популярных и необычных видов анимации. Пластилиновые мультфильмы создаются с использованием покадровой съёмки пластилиновых предметов, с последующей их модификацией.

Пластилиновая анимация очень разнообразна. Она состоит из трёх основных техник:

    Перекладка

    Объёмная анимация

    Комбинированная анимация.

В своей работе мы использовали объёмную анимацию.

Смысл первого мультика – усвоить основы, понять что хорошо, что плохо, какой пластилин больше подходит для анимации, принципы съёмки, освещения.

Нам понадобилось: пластилин, картон, белая бумага и краски для декораций, фотоаппарат и компьютер.

1 шаг - сценарий. Выбрали народную сказку «Колобок», нашли книжку с картинками и начали лепить героев. Мама помогла нарисовать и вырезать декорации.

2 шаг - съёмка. Хорошо зная сказку, мы переставляли фигурки, меняли их позы и покадрово фотографировали.

3 шаг – озвучивание. На компьютере сделали запись сказки нашими голосами.

4 шаг – создание мультфильма. В программе «Киностудия» под руководством учителя собрали все кадры, в зависимости от озвучки каждый кадр меняется по секундам. Далее наложили музыку и титры к сказке.

Мультфильм готов.


Свою работу мы представили на школьной научно – практической конференции, результатом которой стало 1 место в номинации «Творчество». После показали свой мультфильм одноклассникам и провели анкетирование.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

23

Понравился ли тебе наш мультфильм?

23

Трудно ли по твоему создать такой мультфильм?

14

5

4

Хотел бы ты узнать как создаются пластилиновые мультфильмы?

23

Хотел бы ты сам создать пластилиновый мультфильм?

23

Проанализировав результаты анкетирования мы пришли к выводу, что ребята заинтерисовались данной работой и готовы сами попробовать создать пластилиновый мультфильм. Нами был проведён мастер-класс, после которого группа одноклассников создала свой мультфильм «Почему листья опадают?»

Заключение.

А зачем делать нам мультфильм, спросите вы? Ведь на дисках и в Интернете полно мультиков. Но, может быть вам, как и нам, захочется попробовать себя в роли мультипликатора, чтобы не искать нужный ролик или мультик, а прямо делать его – то есть, самостоятельно выражаться на этом замечательном общечеловеческом языке – языке мультфильма. И создавать мультик - к уроку литературы по сюжету произведения, или к уроку математики о задачах на движение, или к уроку познания мира о свойствах воздуха, или просто другу ко дню рождения сделать мультипликационную открытку. Надеемся, что наша работа поможет вам создать свой пластилиновый мультфильм. 5. http://www.ast.ru/item/120593/

Проект «ФИОЛЕТОВЫЙ КОТЕНОК» /создание мультфильма/ МБОУ «Лицей № 6 «Парус» Авторы: 3 «А» класс Руководитель: Фурдилова Ольга Ивановна, классный руководитель Ванина Татьяна Алексеевна, у читель информатики г. Дзержинский 2012/13 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ I . Введение Цель проекта …..…………………………………………………………….. 3 Задачи проекта ……..……………………..…………………………………… 4 Продукт проекта.…………………………………… …. ………………………. 5 Актуальность проекта ……. …..……………………………………………….6 II. Работа над проектом Шаги создания мультфильма …………………………………………….. 7 Шаги съемки мультфильма ……………………………………………..…. 8 Итоги анкетирования …………………………………………………………. 9 Информация по проекту …………………………………………………….11 III. Выводы ……………………………………………………...............…..12 IV. Заключение ………………………………………………………………13 2

ВВЕДЕНИЕ Цель проекта Целью нашего проекта является создание анимационного пластилинового мультфильма «Фиолетовый котёнок» по одноименной сказке Дмитрия Соколова. 3

ВВЕДЕНИЕ Задачи проекта Основными задачами нашего проекта создания мультфильма являются: узнать как можно больше информации о создании мультфильмов; освоить технологию лепки из пластилина; изучить специальные компьютерные программы; оформить проект. 4

ВВЕДЕНИЕ Продукт проекта Продуктом нашего проекта является анимационный пластилиновый мультфильм «Фиолетовый котёнок» 5

ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта Однажды, всем классом мы посмотрели мультфильм «Пластилиновая ворона» , и нас заинтересовало, как же создаются пластилиновые мультфильмы? Мы решили создать собственный пластилиновый мультфильм и подготовить к нему проект. К тому же, не многие сейчас создают мультфильм своими руками. На сегодняшний день большая часть мультфильмов создаётся исключительно на компьютере, но мы хотели пойти более сложным путём – то есть создать мультфильм из пластилина, но с помощью компьютерных технологий. 6

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Шаги создания мультфильма 1. Найти сценарий. Важно четко продумать сценарий. Что герои будут делать в мультфильме? Необходимо разработать четкую сюжетную линию. Подумать о начале, кульминации и концовке. 2.Распределить роли. В большом коллективе важно чётко распределить обязанности, чтобы добиться продуктивной и слаженной работы. 3 . Вылепить героев и фон. Нужно решить, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие мультфильма, и создать соответствующие декорации. 4 . Снять мультфильм. «Оживить» героя можно с помощью покадровой съемки. Двигаем героя по сценарию. После каждой фазы движения делаем один кадр. 5 . Озвучить персонажей. Добавляем звуковую дорожку и титры. 6 . Подготовить проект. 7

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Шаги съемки мультфильма 1. Установить фон. 2. Поставить героя в нужную позу. 3. Установить фотокамеру так, чтобы главный герой был чётко виден. 4. Фотографировать героя, опуская или поднимая любую его часть тела на миллиметр. 5. Затем, с помощью программы Киностудия Windows L ive , соединить все кадры в одно целое и наложить звук. 8

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Итоги анкетирования Работая над проектом, было интересно узнать как ребята относятся к мультфильмам и к работе над их созданием. В опросе участвовали 20 человек. 9

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Итоги анкетирования 10 * Примечание. Некоторые ребята выбрали несколько вариантов.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Информация по проекту Для того, чтобы снимать анимированные плоские элементы, в профессиональных мультипликационных студиях используют мультипликационный станок. Мы же анимировали мелкие плоские детали в программе Adobe Photoshop , используя работу со слоями и сохранением отдельных кадров в формате jpeg. Так мы получили анимацию глаз Солнца и Луны. Первоначально, работая в Киностудии, мы разложили полученные от съёмки фото под звуковой файл озвучки, сохранив этот файл в виде видеофайла. Мы загрузили его заново в Киностудию и прибавили к нему звуковую дорожку фоновой музыки, получив итоговый вариант озвучки мультфильма. 11

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Информация по проекту Фоновую музыку мы использовали из детского кинофильма Одесской киностудии режиссёров Игоря Апасяна и Ирины Яковлевой (Ирма Рауш) 1983 года «Незнайка с нашего двора». А конкретно, минусовку песни «Представляете какое положение» и минусовку «Песенки Синеглазки». Для заставки мы использовали фоновую музыку заставок кинокомпании Fox . При обработке звуковой дорожки, мы использовали эффекты затухания в начале и в конце. После того, как звуковая дорожка правильно легла на слова и кадры мультфильма, мы сохранили звуковой файл. Таким образом, у нас получился готовый мультфильм. 12

ВЫВОДЫ 1. Создавая пластилиновый мультфильм, мы использовали специальные программы и приёмы. 2. В ходе создания мультфильма, мы усовершенствовали свою работу в группах, а именно, научились прислушиваться к мнению остальных и по достоинству выбирать главного в группе. 3. Мы научились новой технологии создания мультфильма, а именно, изготавливать на проволочном каркасе полностью готового к съемке героя. 4. Цель нашего проекта была достигнута, мы создали пластилиновый мультфильм и подготовили к нему проект. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Рождение» мультфильма – длительный и сложный процесс. Наш первый экспериментальный фильм получился длительностью в 3 минуты 2 секунды. Для стороннего наблюдателя это очень немного, хотя работа, занявшая у нас 2,5 месяца, была проделана колоссальная. Мы попытались усвоить основы, понять принципы съемки, освещения и т. д. Именно так постепенно и познаются секреты анимационного мастерства. А главное – не лениться и работать дружно, ведь результат того стоит. Собственный мультфильм – это позитивные эмоции, хорошее настроение и интересный опыт. 14

Накануне Дня Независимости на Первом национальном телеканале начался показ пластилинового 26-серийного мультфильма "Моя країна - Україна". Этот познавательный сериал рассказывает об истории и легендах городов и сел разных регионов страны.

Руководитель проекта - режиссер Степан Коваль - в свое время покорил Европу мультфильмом "Шел трамвай девятый номер", получившим "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля, и снял получившие награды фильмы "Злыдни", "Глинечка", "Стать твердым".

Сейчас студия продолжает работу над анимационным сериалом "Профессионалы" и планирует снять проект "Родовое дерево" о том, как появилась украинская нация, и какие народности в ней есть. Пластилиновые мультфильмы, созданные на "Новаторфильме", - правдивые и добрые, смешные и грустные.

INSIDER узнал, как мультипликаторы "оживляют" целые пластилиновые миры.

От идеи до техники, или В анимации оживает все

Создание мультфильма - процесс не быстрый. В среднем небольшой анимационный фильм снимают за три-четыре месяца, а если режиссер неопытный - то за полгода - год.

Но и в таком творческом деле существуют государственные нормативы: 9 минут мультика за 9 месяцев. В коммерческой мультипликации, где команда проводит серьезную подготовку и творчество "поставлено на конвейер", времени требуется меньше: 7-9 минут снимают за шесть месяцев.

Рассказывая о секретах мультипликации, режиссер "на ходу" лепит нового героя - смешного желтого человечка.

После того, как появилась идея, мультипликаторы создают некое подобие сценария - несколько строчек рукописного текста, фабулу. Иногда для этого привлекают сценаристов. И уже потом выбирают технику, в которой будет сделан мульт.

Выбор техники зависит от фантазии, потому что оживать в анимации может все: рисунки, пластилиновые человечки, пуговицы, песок. "У известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина были фильмы из проволоки, еды, бумажек и даже перьев. Главным персонажем может стать и боксерская перчатка. Двигаться в анимации может все. Это же одушевление. Но выбор технологии - очень ответственный момент, ведь режиссер ограничивает себя каким-то материалом и создает новый мир с законами, по которым будут жить персонажи", - объясняет Степан.

Творческая команда придумывает сцены, из которых будет состоять фильм, выбирает размер героев и плана. Раньше, например, считалось, что в одном 10-минутном мультфильме должно быть в среднем 60 планов, а в 4-х минутной серии проекта "Моя країна - Україна" - их 80.

"Приходят преподаватели или мэтры к молодым режиссерам, смотрят и говорят: воздуха в фильме не хватает. Очень все динамично, ритмично. Но и мир поменялся, и восприятие зрителя. Молодежь воспринимает информацию клипово - появляется телеграфный стиль. Поэтому молодые режиссеры в этом же ритме передают информацию, стучат как телеграфный аппарат. Темпоритм сейчас очень увеличился. Даже семилетние дети начинают зевать на старых фильмах, им тягостно. Они быстро прочувствуют эмоцию".

Степан Коваль, режиссер

В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное

Как создают героя, или Полет пластилиновой мухи

Чаще всего мультяшного пластилинового героя сначала рисуют на бумаге - делают эскиз в цвете. И лишь потом лепят. Вылепить персонажа сразу, без рисунка, под силу только очень опытным аниматорам. Да и всегда лучше "поискать" образ. По словам режиссера, здесь важны все мелочи: каким будет взгляд, улыбка фигурки, будет ли у нее, например, горб, какого цвета одежда, какими качествами будет обладать герой - положительными или отрицательными. Все это продумать нужно заранее.


Эскизы могут быть не только профессиональными, но и любительскими. Случается, что мультипликаторы доверяют придумывать героев детям.

"10-летний мальчик у нас выдумал персонажей. Мы ему не подсказывали. Он как видел, так и делал. Смотришь на детский рисунок - в нем сама наивность, но в этой корявой графике заложено все. Ребенку придумать смешного персонажа легче, чем взрослому", - говорит режиссер. Именно поэтому в профессиональной студии мультипликации обучают и детей.

"Самому старшему нашему мультипликатору 10, младшему - 45", - шутит Коваль.

По эскизам героев вручную изготавливают из пластилина. При этом на одну серию уходит от 10 до 50 кг пластичного материала. Персонажей мультипликаторам нередко приходится лепить по несколько раз за съемку - в процессе работы они деформируются. Фигурки не сохраняются, а материал вновь используют до тех пор, пока он пригоден для работы.

Часть сюжетов снимают по технологии, придуманной более 100 лет назад Эмилем Колем (создателем графической анимации, - ред.). С помощью закрепленной вверху фотокамеры пластилиновых персонажей фотографируют в придуманных позах, в положении "лежа" на прозрачном стеклянном столе с однотонным фоном разных цветов - так называемым рир-экраном.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

Есть и другой тип съемки. В нем используют пластилиновых кукол, которые за счет твердости могут "стоять на ногах". В особом студийном павильоне их, как в кукольном театре, размещают на фоне декораций. И снимают каждое движение покадрово, как того требует сюжет.

И горизонтальная покадровая съемка, и съемка в павильоне называется стоп-моушн. Степан Коваль признает, что процесс этот трудоемкий.

Видеосъемку применяют редко - тогда, когда нужно показать "живые", не покадровые движения героя. Но чаще все же используют цифровой фотоаппарат. На одну секунду мультяшной истории уходит 25 кадров, на минуту - 1500.

Есть у мультипликаторов и свои хитрости. "Один известный аниматор Андрей Слесаревский умудряется снимать даже полет мухи. Пластилиновую муху он подбрасывает в воздух и фотографирует камерой в полете, покадрово. У нас свои шалости", - смеется главный режиссер.

Способ сделать движения персонажей плавными придумал еще знаменитый Уолт Дисней и создал для этого специальные инструкции. Их вместе с более поздними разработками других мультипликаторов используют до сих пор. Но заставить героя двигаться на экране компьютера - не самое сложное. Его нужно "разыграть" по правилам актерского мастерства.

Личность уже созданного персонажа не менее важна, чем его внешний вид. Поэтому режиссеры тщательно продумывают, что и как будут говорить в мультфильме их пластилиновые протеже. А параллельно накладывают звуковой ряд: шумы, музыку.

"В моих мультфильмах мне ни один герой не нравится. Я бы их всех переделал. Проходит время, появляется новое виденье. И всегда сожалеешь: почему я не придумал это раньше", - улыбаясь, говорит режиссер.


Сведение звукового ряда и анимирование сцен происходит параллельно. Потом материал монтируется в один ролик - это означает, что все сцены мультфильма готовы.

"Кино должно быть необычным, чтобы зрителя заворожить. Новым, оригинальным и технически современным. Еще Федор Хитрук (советский мультипликатор, - ред.) говорил, что все "застолблено". Все технологии. Ищите новое. Новое найти все сложнее, как нефть добывать. Сначала она сверху, а потом - попробуй, докопайся до нее", - рассказывает Коваль.

"Что я сделал!", или Зачем идут в анимацию

Когда фильм закончен, творческая группа собирается на первый показ.

"Это ответственный момент, когда режиссер говорит: "Блин, что я сделал!" Аниматор: "Надо было лучше санимировать, а вот тут хорошо!". Монтажер: "Ритм одинаковый". Художник: "Ой, Ба! Цветокоррекция не та!". Если каждый недоволен, значит, каждый талантлив. Если все считают, что кино сразу получилось - команда не переживает за судьбу фильма", - рассказывает о волнительном моменте Степан.

Если команде не нравится результат - начинаются доработки и изменения.

"Когда все уже "выдохлись", трепетно, дрожащим пальцем фильм выкладывается в интернет или отправляется на фестиваль. Если есть заказчик - например, Госкино - он сдается комиссии. Собираются компетентные дяденьки и тетеньки. И говорят: "Да, можно было что-то изменить, но в целом - неплохо". Это всех радует и успокаивает. Иногда фильм не принимают, говорят: "Стыдно, что вы наделали!" Хорошо, что есть и такое жесткое и требовательное отношение к кино", - рассказывает мультипликатор.

Случается, что неплохой мультфильм отправляют на фестивали, а его не принимают. Режиссер объясняет, что это - не показатель качества работы. Мультфильм может быть сделан правильно с точки зрения ремесла, но в нем должно быть еще и открытие, которое "зацепит" жюри. Степан считает, что большинство украинских мультфильмов сейчас - просто хорошее кино.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

"В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное", - делится переживаниями режиссер "Новаторфильма".

"Человек приходит на площадку и понимает, что может с персонажем сделать все, что угодно. Создать его хорошим, плохим. Он начинает выдумывать новый мир, где бы его эмоция была еще смешнее, или ищет выход из жизненной ситуации. То есть пытается сделать мир другим. По большому счету, весь наш мир - анимационное кино", - говорит он.

Мастер - класс по работе с пластилином: как сделать мультипликационный фильм


Описание: Мультфильм с использованием пластилиновых героев – это уникальная возможность оживить любых персонажей. Ваши человечки, зверюшки, машины могут ходить, поворачиваться, сидеть, общаться друг с другом. Технология изготовления понятна не только взрослому, но и ребёнку 4-5 лет. Шаг за шагом из пластилинового шарика получается любой объект.
Во время лепки развивается мелкая моторика, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Создание мультфильма с участием детей

– это увлекательный, познавательный и весёлый процесс. Предупреждаю, это ещё и трудоемкий процесс, но, поверьте, результат того стоит!!!

Назначение –

для детей старше 5 лет, их родителей, воспитателей, и для всех творческих людей.
Цель работы: создать мультипликационный фильм.
Задачи: учить детей лепить сказочный образ, используя свои умения и навыки, развивать образные представления,развивать тонкую моторику, воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа: знакомство с произведением, навыки работы на компьютере.Выбор сценария – сценарием может быть готовый текст (стихотворение, сценка, басня, рассказ, сказка) Для первого раза выбирайте сюжет с небольшим количеством героев. Мы выбрали стихотворение А. Шибаева «Забыл» , а может быть дети придумают свой сюжет, например, наш первый мультфильм "Футбол"Приготовление основного фона. Фоном может быть однотонная поверхность, например, цветная бумага, плакат, поверхность стола, почва и т.д., в общем все, что подскажет воображение и фантазия.
Мы взяли стандартные листы цветной бумаги.
Фото 1, 2.


Нужно положить фон горизонтально в том месте, где будут происходить съёмки (стол, пол). Если Вы снимаете на полу или на земле, то ещё проще.

Шаг 3 .

Изготовление пластилиновых деталей.
Готовим из пластилина все детали по сюжету.
Например, мама, мальчик, часы, кошка, щука – эти персонажи в мультфильме будут целыми, а буквы, мальчики Мишка и Сережка появляются постепенно, поэтому готовим «колбаски» для букв, и детали для фигур мальчиков.
Фото 3,4


Шаг 4.

Обязательно закрепить неподвижно фотокамеру напротив фона, чтобы съемка каждой отдельной сцены велась с одного ракурса.
Если нет штатива, то можно взять подставки, стульчики и т. д. Делать снимки фотокамерой могут дети самостоятельно. Снимков будет очень много, любой сдвиг будет виден, не надо думать: «Подержим в руках», закрепите фотокамеру обязательно, тогда снимки могут сделать и дети. Оформляем сцену.Уложите детали на фон по сюжету.
Фото 5

Теперь снимаем. Чтобы двигались Ваши герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, фиксируя каждое изменение фотокамерой. Принцип такой: положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое Вы передвигаете, чем чаще фиксируете, тем плавнее в мультике будут движения.
Фото 6.1


Фото 6.2


Дети прекрасно справляются с этим заданием. Чтобы сделать выползание слова «Забыл» у нас получилось 112 снимков. Вот какое подспорье для развития тонкой моторики!
Возможно Вы захотите снять сам процесс изготовления героев, тогда фигуры будут появляться постепенно.
Фото 1-4 Появление фигуры.




Делает взрослый. Отснятые кадры обрабатываются взрослыми в простейших редакторах, например, «SonyVegas», то есть у Вас должна быть эта или похожая программа. Все фотографии закинуть на компьютер, для удобства, в отдельную папку. Открываем программу, команда ФАЙЛ-ИМПОРТ- МУЛЬТИМЕДИА- и указываем все фотографии.
фото 7


Все фотографии перетаскиваем на видеодорожку.
Фото 7.1

Это окно предпросмотра. Смотрим и редактируем.
Фото 8.

Если мультипликационный фильм выбран звуковой, то с помощью микрофона или диктофона дети озвучивают роли. Звук вставляем так же: команда ФАЙЛ-ИМПОРТ- МУЛЬТИМЕДИА- и указываем звуковой файл. Перетаскиваем звук на звуковую дорожку
Фото 9


синхронизируем звук, редактируем, пользуясь окном предпросмотра.

Обработанный мультипликационный фильм обязательно демонстрируется детям. Зовем всех участников, зрителей и смотрим наш мультфильм! Приятного просмотра!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то