Крейсер I-го ранга "Аврора". Макет Авроры (6 фото) Теоретический чертеж авроры

КРЕЙСЕР "АВРОРА"

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Крейсеру "Аврора" выпала особая миссия - выполнить волю восставшего трудового народа, дать сигнал к штурму старого мира.
25 октября 1917 года с крейсера был произведён орудийный выстрел холостым зарядом, и по этому сигналу красногвардейцы, моряки и солдаты начали штурм Зимнего дворца. Среди моряков крейсера "Аврора" было много белорусов.
В 1927 году, в день празднования десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции, председатель ВЦИК СССР М. И. Калинин, награждая крейсер "Аврора" орденом Красного Знамени, назвал его первым кораблём революции.
Мы предлагаем вам, ребята, собрать и склеить модель легендарного крейсера.
Для сборки модели вам понадобятся ножницы, острый нож, картон и клей. Все детали сначала надо вырезать, а затем склеить в определённой последовательности (см. схемы).
Желаем вам успеха!

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ МОДЕЛИ

Корпус (дет. 1,1 в, 1 г, 1 д, 1 п, 2 п, 3 п, 1 л, 2 л, 3 л, 1 а, 1 б, 2 а, 2 б, 4, 5, 6, 7 п, 8 п, 9 п, 7л, 8л, 9л, 10, 11, 12 п, 13 п, 14 п, 12л, 13л, 14л).
Детали 1 г, 1 в, 1 п, 2 п, 3 п, 1 л, 2 л, 3 л, 4, 5, 6, 1 а, 1 б, 2 а, 2 б наклеить на картон. Детали 1 п и 1 л соединить между собой с помощью детали 10. К верхним торцам деталей 1 п и 1 л наклеить соединительные элементы 7 п, 7л. Затем приклеить палубу (дет. 4) и соединительную стенку (дет. 1 а). Остальные детали корпуса собрать согласно схеме 1.
Примечание . В деталях 3 л, 3 п вырезать прямоугольные отверстия для крепления торпедных ниш, в детали 6 - отверстие для крепления мачты (обозначено чёрным кружком).
Носовая надстройка (дет. 1 5, 16, 17, 17 а, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26).
Детали 15, 17, 17 а, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26 наклеить на картон. Сборка носовой надстройки показана на рисунках 1, 2, 3 (лист 8).
Центральная надстройка (дет. 27, 27 а, 27 б, 28, 28 а).
Детали 27 а, 27 б, 28 а наклеить на картон. Детали 27, 28 согнуть по линиям сгиба и приклеить к палубе (место крепления обозначено).
Кормовой командный мостик (дет. 29, 30, 31, 32, 33).
Детали 29, 31, 32 наклеить на картон. Сборка мостика показана на рисунке 3 (лист 8).
Кормовая боевая рубка (дет. 34, 35, 36, 37, 38, 39).
Деталь 34 наклеить на картон. Сборку рубки см. на рисунке 4 (лист 8).
Трубы и вентиляционные головки (дет. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48). Детали 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48 свернуть в трубку. Детали 44 свернуть чёрной стороной внутрь и вклеить в детали 40, 41, 42. Детали 43 наклеить на картон и приклеить к нижнему торцу трубы (дет. 40, 41, 42). Вентиляционные головки собираются согласно рисунку 8 (лист 8). После сборки трубы и вентиляционные головки устанавливаются на обозначенные места на центральной надстройке.
Световые люки (дет. 49, 50, 51, 52).
Согнуть детали по линиям сгиба и установить на обозначенные места на палубе.
Орудийные башни (дет. 53, 54).
Детали 53 наклеить на картон. Детали 54 согнуть по линиям сгиба, склеить, а затем к основанию приклеить детали 53. Стволы пушек изготавливаются из спичек. Длина ствола в миллиметрах показана на рисунке 8 (лист 8).
Шлюпки и паровые катера (дет. 55, 56, 57, 58, 59, 59 а, 59 6, 59 в, 60, 60 а, 60 6, 60 в).
Деталь 59 в наклеить на картон. Сборка шлюпок и паровых катеров показана на рисунке 7 (лист 8).
Детали крепления шлюпок (шлюпбалки) (дет. 61, 62, 63, 64, 65, 66).
Все детали вначале наклеить на картон. Детали 61, 62, 63 разрезать на узкие полоски, концы полосок загнуть по радиусу и закрепить на бортах в обозначенных местах.
Размеры в миллиметрах и строение мачт указаны на схеме 2. Детали 67 наклеить на картон и приклеить к мачтам.
Примечание . Размещение шлюпок, крепление и расположение растяжек такелажа и прочих деталей показаны на обложке. Мачты изготавливаются из тонких реек. Детали, не имеющие элементов крепления, склеиваются встык. Буквы после цифр обозначают порядок склеивания деталей и их левые и правые половины.


ВЫКРОЙКИ ДЕТАЛЕЙ:

В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 150 представлены выкройки бронепалубный крейсер 1-го ранга Аврора.

Крейсера Паллада, Диана и Аврора, названные в честь древнегреческих богинь, унаследовали свои имена от парусных фрегатов, отличившихся в освоении и защите дальневосточных рубежей Российской империи в первой половине XIX века. Проектировались как истребители торговли, будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии Рюрик.

В марте 1895 года началась разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана. Основные проектные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи Галерного островка началось строительство двух крейсеров Паллада и Диана, а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название Аврора.

Крейсер Аврораспущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г.

Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты артиллерии, недостаточная скорость хода как следствие неоптимальных обводов корпуса и долгая постройка сделали эти корабли устаревшими еще до ввода в строй.

В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток в период с октября 1904 г. по май 1905 г., крейсер Аврора принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.

Возвратившись на Балтийское море, Аврора длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912 гг. крейсер посетил порты многих стран мира.

В период Первой мировой войны крейсер Аврора принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 г. ставится на ремонт в г. Петрограде.

В 1917г. экипаж Авроры активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором до 1940 г. проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ.

В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны крейсер Аврора встал на защиту г. Ленинграда. Период ленинградской блокады крейсер стоял у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт. В июле 1944 г. подняли с грунта и поставили на ремонт.

В 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.

В 1956 г. на Авроре был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея.

В 1968 г. крейсер Аврора был награжден орденом Октябрьской революции.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия РФ.

У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 150 - Бронепалубный крейсер 1-го ранга Аврора бесплатно, без регистрации и смс.

Ольга Горохова

Подходит к концу учебный год, а с ним и наша последняя тема этого года "День рождения моего города Санкт-Петербурга ". Завершающей работой по этой теме стала наша коллективная поделка крейсер "Аврора ". Цель :изготовление поделки ко дню города из бросового материала. Задачи : познакомить с историей города Санкт Петербурга , прививать любовь к родине. Чувствовать гордость за свой город . Развивать мелкую моторику. Развивать эстетический вкус. Продолжать развивать навыки аккуратного наклеивания и рисования. Вызвать чувства радости от полученного результата. Предварительная работа : Было проведено НОД посвященное "День города " с использованием ИКТ, где мы с ребятами познакомились с историей города ,рассмотрели иллюстрации памятников и музеев нашего города . Бросовый материал : лист ватмана, втулки от бумажных полотенец, деревянные шпажки, альбомная бумага, краски, клей, кисточки для рисования и клея, веревка, яйца от киндер-сюрпризов 4 шт., цветная бумага, крышка от обувной коробки. Из листа ватмана я заранее сложила корабль, далее мы с ребятами его покрасили, покрасили втулки от бумажных полотенец. Когда все подсохло стало можно приступать к аппликации заранее мной вырезанных иллюминаторов и якоря. Из шпажек и альбомной бумаги я сделала небольшие флажки, а ребятки мне помогли их раскрасить красками. Из яиц от киндер-сюрпризов и веревки делаем буйки и вставляем в проделанные отверстия внизу корабля. Потом на горячий клей приклеиваются сами трубы, вставляем в нос корабля и корму по флажку. Наш корабль готов. Осталось только спустить его на воду, которую мы делаем из крышки обувной коробки на дно которой, мы приклеиваем голубую цветную бумагу.


Публикации по теме:

В рамках проекта «Книжкина неделя» мы с детьми решили нарисовать свою иллюстрацию к сказке «Три медведя». Была проведена обширная предварительная.

Образовательная область: Художественное творчество. Цель: Выполнить коллективную работу, используя технику рисования коктельной трубочкой. Закрепить.

Цель: развитие творческих способностей у детей Задачи: Способствовать созданию коллективной композиции, передавая в аппликации впечатления.

Коллективная работа «Мы на звёздочки глядим, на планету полетим». В этом году исполняется 55 лет Дню Космонавтики. И в преддверии этой.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»,.

Коллективная работа детей 2 младшей группы и воспитателей Валентины Дмитриевны Романиной и Ольги Александровны Важениной. Мы мамам соткали.

В нашем детском саду был объявлен конкурс поделок "Пасхальный благовест", в котором наша вторая младшая группа приняла участие. С помощью.

Я попытаюсь просуммировать то, что я знаю по теме. Выводы – а когда нибудь выводы были однозначными?

В 1900 году на верфях Санкт Петербурга были спущены на воду (либо введены в строй) три крейсера, три систершипа. Их так и назвали в честь древнегреческих богинь: Паллада, Диана и Аврора. Ничего особенного, середнячки. бронепалубники, шестидюймовые орудия, максимальный ход 20 узлов. Например у Варяга было 23. Но для количества и в составе эскадры – почему бы и нет.

В 1905 году все три крейсера попали в Цусимскую мясорубку. Паллада героически затонула а Диана с Авророй нахватав попаданий сумели таки удрать. За ними особо не гнались – в тот день добычей стали русские линкоры.

Первая мировая. Диана и Аврора уже настолько морально устарели, что в 1916 году (прямо в разгар войны) их обеих загоняют на завод изготовитель, для модернизации. Ну, хотя бы зенитки установить, для защиты от немецких аэропланов. Планам на модернизацию помешала Февральская революция, а затем и Октябрьская. В Октябре семнадцатого Аврору вытянули с территории завода, чтоб дать один залп из носового орудия по Зимнему. Потом загнали обратно на завод. Вот такой флагман Революции, ничего особенного. Можно было любую пушку подтащить.

В 1918 году в России началось примерно то-же, что и в 1992 (и то же, что на Украине сейчас). Впрочем, не то же самое. Покупателей на крейсер по цене металлолома не нашлось, в противном случае история Авроры тогда бы и закончилась. Охотников за цветметом в революционном Петрограде тоже не водилось. Вандалы….ну завод, в принципе охранялся. Может не ради стоявших на его территории кораблей а ради суточного пайка охранявших его красноармейцев. Короче, до конца Гражданской войны крейсера дожили неразграбленными.

В 1923-ем году молодая Советская республика, доказавшая свое право на существование, начинает оглядываться и производить ревизию обломков. Глядь – а на территории Петроградского Судоремонтного стоят у стенки два бронепалубника. Предположим, из заводских рабочих вернулся с войны каждый пятый. Нашлась парочка недорасстрелянных инженеров. И вот вердикт: из двух крейсеров можно собрать один боеспособный, если второй пустить на запчасти. Реанимировать решили Аврору, а Диану разукомплектовали. 1925-ый год – Крейсер Аврора, первый и единственный советский крейсер, отправляется в дальний поход с целью демонстрации флага. Да, говоря, что Дианна и Аврора остались неразграбленными я все-же покривил душой. Артиллерию с них сняли в 1918-ом и отправили на фронт, где она и сгинула. Но в 1923-ем демобилизованных пушек у Советского Союза хватает, и обновленный крейсер комплектуют гаубицами, приблизительно подходящими по размеру. Эти орудия безусловно могут выстрелить и даже послать боевой снаряд на дистанцию в пятнадцать километров. Вот с меткостью дела обстоят похуже. Особенно, когда цель – активно маневрирующий корабли противника, а гаубица сама находится на качающейся палубе, идущего полным ходом крейсера. Но участие Авроры в реальном морском бою не предполагалось – только демонстрация. А сухопутные щиты на Авроровских орудиях с тех самых пор.

Шли годы. Крепла мощь Советского Союза. Сходили со стапелей и вступали в строй новейшие корабли. Цусимский ветеран перестал быть единственным, перестал быть самым лучшим а в скором времени потерял и статус боевого. А учебные корабли и снабжаются как учебные. В том числе и запчастями. Авроровские узлы и механизмы выходили из строя один за другим, из за банального физического износа, а заменить их было нечем (снято с производства). К 1935-му учебный корабль объявили несамоходной учебной базой. То есть зиму корабль стоял у стенки а на лето его буксировали в залив, чтоб курсанты могли пройти практику как-бы в автономном плавании. А в 1940-вом Аврору и вовсе исключили из состава флота и поставили в очередь на разделку. Не такая уж плохая судьба для корабля.

Но грянула великая отечественная. Стало не до металлолома. Фронт приблизился вплотную к Ораниенбауму, где на тот момент стоял крейсер. Пушки, времен первой мировой были сняты и усилили собой оборону Ленинграда. Первый-же фашистский авианалет превратил Аврору в подобие друшлака. Корабль сел на грунт. Дальше был город фронт, была блокада. Корабль представлял из себя полузатопленную коробку. Котлы не работали, ни тепла ни электричества на корабле не было. На верхней палубе стояло несколько зениток, а под палубой зенитчики оборудовали себе караулку. Утеплили помещение, как могли. Поставили буржуйку. Понемногу пускали на дрова все деревянное, что могли найти на корабле. Потом это назовут героическим участием в Великой Отечественной.
Начало пятидесятых. Отношение к Великой Октябрьской Социалистической, как сейчас к Великой Отечественной. Сподвижники Сталина все казнены. Свидетели в большинстве своем погибли в войну, а народу нужна святыня, что-б на нее молиться. В Москве такая святыня есть – лежит в мавзолее. А в Ленинграде на роль святыни выбирают революционный крейсер. Почему именно Аврору, а не, например Смольный – понятия не имею. Но раз изображение появилось на весьма престижном ордене

то следует приказ: Поднять вот этот, торчащий из воды ржавый корпус и отреставрировать не жалея средств. И началась у крейсера новая жизнь – жизнь народного символа.

Аврору завели в док, откачали воду и аккуратно заделали все пробоины от снарядов. Заполнили док водой, вывели крейсер в акваторию и он начал тонуть, набирая воду сквозь все клепанные швы. А почему? Да потому, что проржавел до состояния консервной банки. Круизеру «Коста Конкордия» года на мели хватило, чтоб сгнить, а Аврора всю войну на брюхе просидела. Да и до того была не очень, ее в царские времена на двадцать лет рассчитывали. И что делать? Задание партии выполнять то надо. А все очень просто. Завод судоремонтный, Аврора – корабль. А для грузовых пароходов с начала двадцатого века применяется довольно простой способ продлить ресурс корпуса лет на двадцать. Дело в том, что стальной корпус пароходов выполняется двойным: внутренняя обшивка, внешняя, между ними – силовой набор из шпангоутов и стрингеров. Вот этот промежуток между обшивками и залили бетоном. Бетон схватился, пустили воду – не протекает. Но возникла новая напасть. Аврора – боевой а не торговый корабль. Резерва грузоподъемности нет. А бетона – 1000 тонн. Значит нужно срочно разгружать корабль. Первым делом вырезали броневую палубу. Она толстая и размером с весь корабль. Следом за бронепалубой настала очередь котлов. У крейсера по изначальному проекту 24 котла, скомпонованных в три котельных отделения, соответственно под тремя трубами. После ревизии и обследования удалось набрать исправных запчастей на четыре котла. Все остальное – металлолом, который был извлечен из корабля и утилизован. После котлов сделали ревизию машинам. У Авроры машин три, как у Титаника. По одной на винт. Но, в отличие от Титаника все три машины унифицированы по запчастям. Сделано это, чтоб моряки могли ремонтироваться своими силами прямо в море. Итак, из трех машин собирают одну, кормовую. Восстанавливают верхнюю часть крейсера, Отсутствующую артиллерию заменяют макетами и выпускают Флагман Революции с судоремонтного.
Итак, в пятидесятые годы забетонированный крейсер способен самостоятельно двигаться. Ну, теоретически, во всяком случае. Его четыре котла в состоянии держать пары под штатным давлением и обеспечивать нормальную работу кормовой паровой машины (пусть и не на полную мощность). Что не менее важно – пар от котлов приводит в действие корабельный генератор. В помещениях Авроры есть свет, из кранов льется вода, а зимой котлы обеспечивают тепло в корабельных каютах. В принципе, не так все это надо. Корабль стоит на вечной стоянке на Петроградской набережной, присоединенный к городским коммуникациям. Но, как минимум одна функция периодически используется: от топки номер один зажигают вечный огонь, на многочисленных могилах неизвестного солдата.

Как я написал выше, бетон может продлить ресурс торгового корабля лет на двадцать. Аврора в походы не ходила, стояла на реке, у стенки, и продержалась тридцать. В 1982 году течи сквозь бетон стали нестерпимыми и ветерана снова затянули на судоремонтный завод. А чинить то уже и нечего. Вся подводная часть похоронена в собственном бетоне. Что можно с этим сделать? Ну, вариант первый – бетонному кораблю бетонное море. Можно вытащить крейсер на берег, окончательно превратив его в памятник. Так японцы законсервировали ровесника и врага Авроры –линкор Микаса. Цусимский победитель торчит из набережной по пояс. Можно обойти вокруг..

Но у Микасы и Авроры разный статус. Микаса – памятник славному прошлому. Памятник может быть бетонным. Аврора – действующий флагман мировой революции и она должна плавать. А у русского крейсера вместо подводной части гнилые останки, да и те похоронены в бетоне. И судоремонтникам не остается ничего другого, кроме как заново изготовить элементы, которые уже не спасти.
Шпангоуты аккуратно разрезают по линии их выхода из бетона, и достраивают по старым чертежам. Где граница между реставрацией и новоделом? В том, что изготовили несколько новых ребер по старым чертежам? В том, что скрепили их сваркой, а не заклепками? В том, что от коррозии защитили современными методами? (В оригинале были слои дерева и меди, а у обновленной обшивки – правильная сталь и соответствующая краска) По мнению определенных активистов вина корабелов в том, что бетонную глыбу не отломали по частям а отделили сразу целиком. Пустили воду – плавает. Этакая бетонная ванна, с обводами крейсера. Надо ли было поставить ее на постамент и написать: «В этом бетоне захоронены подлинные шпангоуты крейсера Аврора. Они еще целые, но обязательно будут разрушены при попытке извлечения»? Что важнее для истории: Шпангоуты или деревянные панели в кают-компании? Или носовое орудие? Так носовое орудие сгинуло еще в гражданскую, там сейчас макет. А дерево в кают-компании – вы что-ж, серьезно верите, что эти панели подлинные?

Как минимум – даже если предположить, что никто ничего не разграблял – крейсер пережил две холодные зимовки. 1918-1923 и 1941-1945. Отсутствие отопления. Влажность. Периодическое замерзание и оттаивание попавшей в трещины воды… подлинная деревянная обшивка интерьера сгнила.

Итак, я не обвиняю ремонтников 1982-года в замене днища Авроры. Очевидно новое в точности повторяет ампутированное. Форштевень и ахтерштевень оригинальные, бронзовые. Единственное, что удалось выколупать из бетона. В ахтерштевне отверстие для выхода дейдвудного вала. Закрыто крышкой, закреплено болтами. Выходы для боковых винтов – ну впринципе видно, где они должны быть. И видно, что там их никогда не было. Но вот уничтожение остававшихся у крейсера котлов – это другое дело. Вошел в док самоходный корабль а вышел – буксируемый. В котельном отделении два макета, задний винт отсутствует. Куда, кстати его дели? В музее ВМФ, на стрелке я авроровского винта не видел. Собственной котельной нет, существовать корабль может только присоединенным к городским коммуникациям (как одно из городских зданий).

Что касается современного ремонта, то я слышал о предложениях снова сделать Аврору самоходной. Это несложно – после ампутации котлов и бортовых паровых машин должны были остаться огромные пустые залы. Есть, где расположить пару ходовых дизелей. Ну, или один дизель и два электромотора на дейдвудных валах. А в корме можно параллельно с этим оживить столетнюю паровую машину. Заказать десяток котлов по оригинальным чертежам. Изготовить есть, где. Некоторые крупные современные корабли ходят на паровой тяге а не на дизелях. Ну, например, проданный индусам Адмирал Горшков. Так что котлы изготовить не особо дорого. Можно будет войти своим ходом в Москву-реку. Или сплавать двадцатиузловым к Статуе Свободы в гости.

Итак, вывод: А что вывод. Аврора – военный корабль. Судьба военного корабля – быть построенным, чтобы через пяток лет героически погибнуть в бою. Или, если в том героическом бою удалось победить, лет через двадцать быть разрезанным на металлолом. В единичных случаях – оказаться на постаменте, как Микаса. Хотя как правило, на постаментах оказывается что-то маленькое, типа танка. От целого крейсера предпочитают сохранять один якорь. Либо одну пушку. Либо, если речь о подлодке – рубку. Долго живут коммерческие суда. И одно такое сейчас стоит в доке, рядом с Авророй. Почти ровесник. Ледокол «Красин». Тоже, кстати, легендарный.

Красин. Построен еще до революции, чтобы водить коммерческие караваны по северному морскому пути – колоть арктический лед. Ну до революции ледоколу поработать не удалось, и после не сразу – не было у Советского Союза столько кораблей, чтоб плавать через Арктику. Но во второй половине двадцатых Красин таки вышел на линию.

В двадцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В тридцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В сороковых годах Красин водил караваны – колол арктический лед. За ним гонялся по Северному ледовитому фашистский линкор – но Посейдон смилостивился, не нашел.

В пятидесятых годах старый ледокол прошел капремонт. Немецкие корабелы научили котлы «Красина» потреблять мазут вместо угля. Две высоких трубы сменились одной широкой. Мачты спилили за ненадобностью, а над главной палубой возвели многоэтажную жилую надстройку. Пароход стал похож на своих дизель-электрических наследников. Тем не менее корабль остался все тем-же «Красиным» и после ремонта вернулся обратно в полярные льды – водить караваны.

В пятидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В шестидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В семидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.

Ладно, к семидесятым выросло поколение атомных ледоколов. Для Красина не осталось работы, как для линейного ледокола. Следующие тридцать лет корабль проработал в качестве геологоразведочного. Бурил Арктический шельф, искал нефть. Ну или газ. Пока корабль может заработать на мазут для своих котлов, на текущий ремонт и на зарплату своей команде, он живет. В 90-е работы не стало ни для кого. Уходили по цене металлолома новейшие корабли, разрезались самолеты, квалифицированные работники переучивались в продавцов. Красина тоже едва не разрезали, но Посейдон вновь смилостивился. Сработали возраст и заслуги, корабль встал на вечную стоянку и распахнул двери в качестве музея.
Вот он, стоит рядышком с Авророй. Из трех винтов два отсутствуют, очевидно и паровые машины ампутированы.

Но главная машина на месте, паровые котлы – тоже. Может ли заслуженный корабль пойти в круиз своим ходом? Ну, наверное для этого нужен ремонт. Хотя-бы положить свежую смазку во все подшипники. Но во всяком случае, ни у кого не вызывает сомнения подлинность парохода, в свое время спасшего Нобиле из Арктики. И даже надстройка, превращающая столетний ледокол почти в современный смотрится не как новодел а как награда и признание заслуг корабля.

Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.

// Часть 33


1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка - 6,4 м, водоизмещение - более 7 тысяч тонн.

2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.

3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.

4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.

5. Фок-мачта.

6. Грот-мачта.

7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.

8.

9. Корабельная рында.

10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.

11. Одна из десяти таких пушек поближе.

12. Вид через стекло в радиорубку.

13. Спустимся ниже.

14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.

15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.

16. План корабля 110-летней давности.

17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.

18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).

19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.

20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.

21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.

22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.

23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.

24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Но самое интересное, конечно - исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.

31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.

32. Холл на верхней палубе.

33. Кают-компания.

34. Старые светильники.

35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.

36.

37. Спускаемся по трапу вниз.

38. В самый низ, в машинное отделение.

39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.

40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.

41. Детали котлов.

42. Механизмы.

43. Углеподатчик - своеобразный «лифт-ведро».

44. Медные переговорные трубы.

45. Машинный телеграф.

46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.

47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).

48. Они поражают своей мощью и размерами.

49. Манометры.

50. Маслёнки.

51.

52. Поршни.

53. Колоссальная шестерня.

54. Коленчатый вал.

55. Шатун.

56.

57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.

58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки - покажет время.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то