Творческий детский проект «Выжигание по дереву. Творческая_работа на тему Выжигание по дереву Проектная работа по технологии поделка выжигание

Кострюкова Майя

Руководитель проекта:

Журкина Светлана Александровна

Учреждение:

МБОУ Никитинская средняя школа Починковского района Нижегородской области

В данном творческом проекте по технологии на тему "Выжигание по дереву" учащаяся начальных классов школы изучает материалы, связанные с необычным для девочки хобби - пирографией . В творческой работе представлены авторские работы на выжигание по дереву ученицы 4 класса школы.

В исследовательской работе по технологии "Выжигание по дереву" ученица 4 класса начальной школы исследует историю возникновения выжигания по дереву, изучает технологию изготовления панно и основные инструменты, необходимые для работы.


Автор исследовательского проекта по технологии "Выжигание по дереву" выясняет основные виды выжигания, дополняет работу наглядными иллюстрациями и приводит весомые аргументы в пользу данного хобби.

Авторская творческая работа по технологии "Выжигание по дереву" полезна для читателей тем, что позволяет изучить основные правила техники безопасности при работе с выжигателем, и, вдохновившись, сотворить настоящий шедевр своими руками.

Введение
Глава 1. История выжигания по дереву.
1.1. Откуда нам известно выжигание?
1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам.
1.3. Выжигание по дереву в наше время.
Глава 2. Технология изготовления панно.
2.1. Подготовка материала к выжиганию.
2.2. Инструменты и приспособления.
2.3. Различные виды выжигания.
Глава 3. Польза выжигания.
Глава 4. Техника безопасности.
Заключение
Использованная литература.

Введение

Выжигание по дереву , или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

1. История выжигания по дереву


В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.

Декоративное украшение деревянных изделий было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

1.1. Откуда нам известно выжигание?

Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного.

Именно отсюда и берет, наверное, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание, органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы, различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах.

Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.

А вот древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд, родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань, живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на палочки изображений цветов, птиц и животных.

1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку).

Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема.

Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.

1.3. Выжигание по дереву в наше время

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.

Как видите, все достаточно просто, но только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!

2. Технология изготовления панно

2.1. Подготовка материала к выжиганию


Выбираем деревянную основу для первых работ

На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву.

Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.

Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости.

Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево.

Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.

Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов.

2.2. Инструменты и приспособления

Как правильно выбрать инструмент для выжигания

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы.

Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому.

Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону.

К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета.

Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

2.3. Различные виды выжигания

Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.

Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

Часто применяется силуэтное выжигание, при котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур, букв или фон, на котором силуэты показаны, выжигаются сплошь.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Песковатская средняя школа Дубовского муниципального района

Волгоградской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по предмету «технология»

«Духовное начало»

Выполнил: ученик 8 клласа

Гаффаров М.

Проверил: учитель

Салманова С.В.

Волгоград 2016

Введение

1. История выжигания по дереву

2. Способы выжигания

2.1 Пирография

2.2 Пиротипия

2.3 Выжигание кислотой

2.4 Выжигание трением

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

3. Правила техники безопасности

4. Материалы и инструменты

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

6. Расчет себестоимости готового изделия

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Выжигание – это творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Мой интерес к технике выжигания позволил мне разработать проект и воплотить его в жизнь. Название данного проекта отражает духовное начало личности, которое, по моему мнению, берёт свои истоки в окружающей нас природе и веры, присущей каждому человеку (приложение 1).

Перед началом работы определил цель и задачи проекта, а также составил ход выполнения проекта.

Цель проекта: разработать и выполнить проект в технике выжигания по дереву – «Духовное начало».

Задачи проекта:

– изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;

– изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;

– создать картину в технике выжигания по дереву;

– создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.

Ход выполнения проекта:

– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

– систематизирование полученной информации;

– разработка плана работы;

– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

– создание картины «Духовное начало» в технике выжигания по дереву;

– демонстрация готовой картины;

– написание работы проекта.

1. История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

2. Способы выжигания

Существуют несколько различных способов выжигания – пирография , пиротипия , выжигание кислотой , трением , на огне или горячем песке , увеличительным стеклом на солнце .

2.1 Пирография

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

2.2 Пиротипия

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

2.3 Выжигание кислотой

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты . Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

2.4 Выжигание трением

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

3. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

Пользоваться упорами и направителями;

Не держать руку близко к полотну пилы;

Не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.

2. Выполняя лакокрасочные работы:

Не держать долго открытыми банки с красками;

При работе не подносить краски к лицу;

Использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;

После завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.

3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

Работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

Проверять состояние изоляции токопроводящих частей;

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

По окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.

4. Материалы и инструменты

Таблица 1. Материалы и инструменты

Название

Изображение

Доска

предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.

Калька

предназначена для перевода рисунка на доску.


Рисунок (схема)

используется для точного нанесения изображения.

Электровыжигатель

предназначен для выжигания рисунка

предназначен для покрытия готовой картины. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.


5. Технология изготовления картины

Таблица 2. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву

п/п

Этап
работы

Изображение

Последовательность выполнения

Материалы

Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)

Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности

Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

Калька, рисунок (схема)

Выжигание контуров, нанесение теней


Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

Электровыжигатель

Покрытие готовой картины лаком

С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины

лак, кисть

6. Расчет себестоимости готового изделия

Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).

Таблица 3. Расчет себестоимости готового изделия

Используемый материал

Цена (руб.)

Затраты (руб.)

Доска (заготовка)

Распечатка рисунка (схемы)

500гр. – 150 руб

Полную себестоимость работы рассчитываем по следующей формуле:

С п = М з +Р оп, где

С п – полная себестоимость;

М з – материальные затраты;

Р оп – стоимость самой работы.

М з = 50+2,50+6+15+45= 118,5 руб.

С п = 118,5+200= 318,5 руб.

Заключение

Выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

При выполнении проекта я использовал полученные теоретические и практически навыки.

Итогом моей работы стала картина, которую я назвал «Духовное начало». Я планирую дальше заниматься творчеством, изучать новые техники.

Список литературы.

    Карабанов И.А. Технология обработки древисины. ­ М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 г.

    http :// modernlib . ru / books / svetlana _ yurevna _ raschupkina / vizhiganie _ po _ derevu / read _1/

    http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 .

    Школа и производство. 2006 г. №24.

    Школа и производство 2002 г. №3.

    Школа и производство 2004 г. №5.

    Сайт: http :// www . woodburner . com / galleru

    Сайт: http://vuzhigatel.ru

    Сайт: http :// www . lobzik . pri . ee

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа­интернат джля детей м нарушением слуха и речи»
Творческий проект
по трудовому обучению
«Выжигание по дереву»
Руководитель Ильиных С.С.,
Гайдарев А.П.
Участники 6 "А"; 9 "А" лкассы

Пермь, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение
1.1. Тема проекта
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Тип проекта
Глава 2. История
Глава 3. Приемы выжигания
3.1. Обоснование выбора материалов
3.2. Технология изготовления панно


4.2. Инструменты и приспособления
4.3.Технологическая карта изготовления панно
Глава 5. Экологическая оценка проекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Глава 1. Введение
1.1 Тема проекта





выступая самостоятельно.
В этом году на родительском собрании решили научить детей работать с
электровыжигателем. С помощью выжигания можно украшать деревянные
предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки, фоторамки, панно,
картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание­это творческий и очень
увлекательный процесс.
Изделия, приготовленные своими руками, можно кому­нибудь подарить.
Мы с учащимися 6 «А» и 9 «А» классов решили в этом году сделать подарки
своими руками.
Проблема: В продаже много подарков, но иногда трудно что­то подобрать или
есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
1.2 Цель: изготовить подарки для родителей, учителей своими руками.
Задачи:
 изучить историю выжигания по дереву
 изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
 сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева
1.3 Тип данного проекта:
1. по доминирующей деятельности
­ творческий и
информационный;
1. по предметному содержанию ­ монопроект;
2. по продолжительности – долгосрочный
3. Групповой.
4.

Методы, испотлуемые в работе над проектом:
анкетирование;
­
­ поиск информации;
­
­ изготовление изделия.
выбор материала и способа действия;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Узнать исторические сведения о пирографии.
Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву
Усовершенствовать– знания и умения по изготовлению изделий в
технике «пирография».
Изготовить панно «Год Петуха», разделочные доски "8 Марта"
используя технологически правильные приемы работы с выжигателем.
Глава 2. История
Художественная обработка дерева была известна еще в IX ­ X вв. В России,
богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения
мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и
сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся
отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности
текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме
древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева,
особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных
ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества,
выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и

живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или
выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы
которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с
выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель.
Глава 3. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции.
Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов
выжигания:

1. Контурное
выжигание используют многие начинающие. Оно относительно
простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного
рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком
иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом
можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное
выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При
использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям
и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно
выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром
темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от
глубокого темного до светло­бежевого.

Прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в
3. Другой
начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам
контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и
фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается
разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому
подобного.
5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный
штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в
первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной

плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости
доски, а фон углубляется.
6. Выжигание кислотами.
При декоративной отделке древесины
выжиганием, кроме
пирографии, можно пользоваться различными
кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый
цвет, что и под действием тепла.
7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и
больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только
приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит
вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного
выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую
необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что
одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между
ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов
передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов
тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим
рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальщикам, как можно
больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам
стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
3.1. Обоснование выбора приема выжигания.
Изучив материал по данной теме, мы с ребятами пришли к выводу, что для
наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее
экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно
выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.
3.2. Обоснование выбора материалов.
Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления
изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы
дерева, но мы решили использовать фанеру, так как она заведомо плоский
материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию
поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.
Глава 4. Технология изготовления панно
4.1. Подготовка материала к выжиганию.

подготовить: отшлифовать
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему
определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо
тщательно
среднезернистой
шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага
оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно
убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и
торцовые стороны.

4.2. Инструменты и приспособления:
­ прибор для выжигания;
­электролобзик по дереву;
­ столярный угольник;
­ фанера для выжигания;
­ шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);
­ карандаш для нанесения рисунка на основу;
­ копировальная бумага;
­отвертка и саморезы.
4.3.Технологическая карта изготовления панно (Приложение №1.).
Глава 5. Экологическая оценка проекта.
Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из­
за своего постоянного возобновления при условии заботливого
восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного
считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений
в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека

Заключение
При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные
задачи:
­разработано экономичное, технологичное декоративно­прикладное изделия
из фанеры;
­разработан несложный технологический процесс изготовления панно и
разделочных досок на основе изученных технологий обработки древесины с
применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной
мастерской и в домашних условиях;
­ изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за
ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению
из фанеры красивого и недорогого панно и разделочных досок достигнута.
Практическая значимость изделия состоит в применении панно в
декоративных целях, а разделочных досок – необходимый предмет на
кухне. Кроме того, при желании можно организовать производство и
реализацию подобной продукции на кружке в школе.
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность
массового производства и реализации панно,
разделочных досок.
Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках

трудового обучения и в кружках технического творчества.
Список литературы
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для
учащихся 5­9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.
2. Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. ­ «Издательская группа
«Контэнт». 2004.
3. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера.
Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999.
дерева: Кн. для учащихся старших классов. ­ М.: Просвещение, 1987.

Федотов Г. Я. Волшебный мир
4.
Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –
М.: Просвещение, 1991.
5. ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ ­ ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ,
ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ­http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy­podolskiy­
vyzhiganie­po­derevu­tekhniki­priemy­izdeliya­16.php
6. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ ­Информационный портал для любителей
пирографии­ http://pyrography­fireart.ru.

1 Творческий проект на тему: «Выжигание Матрёшки на разделочной доске» ученицы 4 «а» класса Черновой Яны МБОУ ДОД ЦВР при МБОУ ЖСШ 22 Руководитель проекта: Дубинина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования учебный год.






4 Я посещаю творческое объединение «Выжигание по дереву» первый год, но уже многое умею и многому научилась. Я увидела такую разделочную доску на рынке, мне очень понравился рисунок Матрёшки, потому что она очень яркая нарядная и в русском народном стиле и я решила сделать такую же в подарок своей маме. Мой подарок практичный, интересный и очень ценный, так как изготовлен моими руками. Главное правило - не спешить, тогда и выжженная работа получится очень красивой и аккуратной. Обоснование темы:.


5 Немного об истории. Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках. Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того, оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.




7 Материал. Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Я выбрала разделочную деревянную доску из липы, так как это мягкий материал, а такой формы, потому что она больше всего напоминает форму Матрёшки.


8 Способ выжигания. Существует несколько способов выжигания, но я выбрала плоское выжигание, так как изображение и фон находятся на одной плоскости. Получить различные по глубине и ширине линии можно, передвигая штифт с разной скоростью. А меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий также будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов. Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку. Линии получатся кривыми.


9 Техника безопасности при выжигании по дереву: При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками. При выжигании образуется едкий дым, из- за чего нельзя сильно наклоняться к досточке. Все работы следует проводить в проветриваемом помещении. Недопустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.


















18 Сделав такую доску своими руками, я решила выяснить, сколько я сэкономила. На рынке такая доска стоит 285 рублей. Я решила подсчитать во сколько обошлась моя работа: Стоимость разделочной доски = 50 руб. Наждачная бумага = 10 руб. Краски гуашь = 15 руб. Лак бесцветный(100 гр.) = 20 руб. Кисть (расписывать красками) = 5 руб. Кисть (покрывать лаком) = 8 руб. Итого = 108 руб. По моим расчётам видно, что моя экономия составляет 177 рублей. Экономическое обоснование:


19 Выжигание и экология. Сейчас большое внимание уделяется экологическим вопросам. При выполнении моего проекта, считаю, что я старалась видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Выполнив свою работу по выжиганию, я ни чем не нарушила экологическое равновесие.


20 Вывод: Меня увлёк процесс выжигания увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение. Цель моей работы – освоить технику выжигания по дереву и пополнить свою «копилку» оригинальными и декоративными поделками – достигнута. Эта работа требует терпения и усидчивости, зато результат меня порадовал! Все, кто видел мои работы, удивляются какие они получаются красивые и яркие. Попробуйте и вы сможете удивить своих друзей и близких.


21 Самооценка. Я довольна проделанной работой, так как добилась желаемой цели. Очень люблю выжигание по дереву и выжигать не только себе, но и делать подарки своим близким. Выжженная мною разделочная доска Матрёшка – это подарок моей маме и в него я вложила частичку своего тепла и, надеюсь, это тепло будет согревать и мою маму.




23 Используемые ресурсы: 1. Книга: Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия Автор: Пул С. 2.Книга: Техника приёмы выжигания. Автор: Ращепкина С. 3. vrukodelii.com …po-derevu-dlya-n vrukodelii.com…po-derevu-dlya-n 4. rus-doka.com 2013/02/vyzhiganie-po-derevu… rus-doka.com2013/02/vyzhiganie-po-derevu… презентация 5. images.yandex.ru выжигание по дереву для начинающих images.yandex.ruвыжигание по дереву для начинающих 6. prostoykarandash.ru Форум prostoykarandash.ru Форум 7. festival.1september.ru Кукла матрешка festival.1september.ru Кукла матрешка 8.images.yandex.ru роспись матрёшкиimages.yandex.ruроспись матрёшки

Творческий проект

«Выжигание по дереву»

6 класс

2018

Содержание

Введение

Глава 1. Основная часть

1.1.Приемы выжигания

1.2. Обоснование выбора приема выжигания

1.3. Обоснование выбора материалов

Глава 2. Технология изготовления

разделочной доски

2.1. Подготовка материала к выжиганию

2.2. Инструменты и приспособления

2.3.Технологическая карта изготовления разделочной доски

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель.

Глава 1.Основная часть

    1. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное,

1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.

5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.

6. Выжигание кислотами . При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.

7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальшикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

1.2. Обоснование выбора приема выжигания.

Изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что для меня наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.

1.3. Обоснование выбора материалов.

Выбор основы разделочные доски. Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы дерева, но я решил использовать фанеру, так как она заведомо плоский материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.

Глава 2. Технология изготовления разделочной доски

2.1. Подготовка материала к выжиганию.

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму (приложение 1). Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и торцовые стороны. 2.2. Инструменты и приспособления:

Прибор для выжигания;

Шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);

Карандаш для нанесения рисунка на основу;

2.3. Технологическая последовательность изготовления изделия

п/п

Последовательность выполнения работ

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

Шаг 2.Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами доску. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем - более мелкие.

Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.

Глава 3. Экономическая оценка проекта

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Для изготовления изделия потребуются:

Готовая разделочная доска для выжигания (50 рублей)

Затраты на электроэнергию 1) ИЗДЕЛИЕ изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю. 2) Для выжигания необходимо применение электрического прибора мощностью N = 0,03 кВт в течение 1 ЧАСА ч. Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,03 х 1 = 1,44 кВтч. При цене 1 кВтч (цэл) 2,98 руб, затраты на электроэнергию составят: Сэл = Aэл цэл = 1,44 х 2,98 руб.= 4,2912 руб. ≈4,3 руб.

Условная оплата труда за 1ч работ по выжиганию для непрофессионала (kв) равна 50 руб. Доску можно выжечь за 1 ч. Общие затраты на повременную оплату труда по выжиганию за 1 ч работы (Cв) составят: Сз= Cв х Сэл = 50руб. Себестоимость изделия: С= Cэл + Cз = 4,3 + 50+50 = 104,3 руб. Без учета заработной платы, которую я себе не плачу себестоимость доски равна 54,3 руб, т.к у меня две доски, то стоимость будет равна54,3*2=108,6 руб

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость разделочной доски с ценой которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 150-200 руб., и прийти к выводу, что: а) изготовление разделочной доски для собственных нужд очень выгодно; б) производство досок экономически обосновано, реализация - реально возможна.

Глава 4. Экологическая оценка проекта .

Разделочная доска полностью изготовлено из древесины – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные задачи:

Разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из доски;

Разработан несложный технологический процесс изготовления разделочной доски на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской и в домашних условиях;

Изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из древесины красивых и недорогих разделочных досок достигнута.

Практическая значимость изделия состоит в применении разделочной доски в рабочих целях

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации разделочной доски (приложение 2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.

    Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2004.

    Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.

    Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 1991.

Приложение 1


Приложение 2


Готовое изделие

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то