Творческий проект по технологии на тему "Выжигание по дереву. Наседка"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеербинская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект

по технологии

«Выжигание по дереву»

Выполнил ученик 11 класса

«МБОУ «Большеербинская СОШ»

Сергеев Руслан

Руководитель Шадрина Л.М

Большая Ерба, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................

Глава 1. Основная часть………………………………………………………

1.2. История ………………………………………………………………

Глава 2. Приемы выжигания.............................................................................

2.1.. Обоснование выбора материалов......................................................

2.2. Технология изготовления панно........................................................

3.2. Инструменты и приспособления......................................................

3.3.Технологическая карта изготовления панно ……………….........

Глава 4. Экономическая оценка проекта.........…..……......................................

Глава 5. Экологическая оценка проекта...............................................…...........

Заключение.......…......................................................................….........

Список литературы.................................................................................

Приложение…………………….............................................................

В В Е Д Е Н И Е

Сказки, мифы и легенды сопровождают человека от рождения до смерти. Их рассказывают и читают в раннем детстве, они влияют на наше восприятие мира и в конечном счете на нашу жизнь. Сказки рождают мечты, будоражат воображение и вдохновляют нас на творчество. Эти истории оставались на века в памяти народов, о существах немыслимых прекрасных, ужасных, сочетающих в себе признаки разных животных и даже человека. Одно из таких животных Пегас (крылатый конь из мифов Древней Греции)

Пегас - это летающая лошадь, которая покорила миллионы сердец конников. Белая, летающая, с большим размахом крыльев летающая лошадь, вы только представьте себе эту картинку, хотя зачем представлять? Лучше посмотрите!
Верю ли я что Пегас, летающая лошадь существует на самом деле? Честно скажу, я не знаю. Я думаю нет ничего не возможного, если есть вещи не объяснимые наукой, как любовь, почему не могу существовать эти животные.
Где-нибудь наверняка есть волшебный мир, где летающие лошади, которых называют - Пегас, где зеленые сада, голубые небеса и люди живут вместе с животными в гармонии.

У меня возникла идея запечатлеть этого животного на картине в момент прыжка, когда он оторвался от земли и готов расправить крылья.

Древесина для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению декоративно-прикладного изделия. Поэтому я поставил перед собой цель: разработать и изготовить красивое и недорогое панно способом декоративного выжигания.

При работе над проектом мной решались следующие задачи: разработать экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделие из древесины.

Глава 1. Основная часть

1.2. История

Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель.

Глава 2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное,

1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.

5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.

6. Выжигание кислотами . При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.

7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

2.1. Обоснование выбора приема выжигания.

Изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что для меня наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.

2.2. Обоснование выбора материалов.

Выбор основы панно. Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы дерева, но я решил использовать фанеру, так как она заведомо плоский материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.

Глава 3. Технология изготовления панно

3.1. Подготовка материала к выжиганию.

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и торцовые стороны.

3.2. Инструменты и приспособления:

Прибор для выжигания Досуг;

Электролобзик по дереву;

Столярный угольник;

Фанера для выжигания размерами 470 х 600 мм;

Шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);

Карандаш для нанесения рисунка на основу;

Отвертка и саморезы;

Крепление для панно.

3.3.Технологическая карта изготовления панно (Приложение №1.).

Глава 4. Экономическая оценка проекта

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Для изготовления изделия потребуются:

Фанера для выжигания (затраты на фанеру не учитываю, т.к. кусок фанеры остался от старой мебели)

Затраты на электроэнергию 1) Панно изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю. 2) Для выжигания необходимо применение электрического прибора мощностью N = 0,03 кВт в течение 48 ч. Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,03 х 48 = 1,44 кВтч. При цене 1 кВтч (цэл) 1,18 руб, затраты на электроэнергию составят: Сэл = Aэл цэл = 1,44 х 1,18 руб.= 1,6992 руб. ≈1,70 руб.

Условная оплата труда за 1ч работ по выжиганию для непрофессионала (kв) равна 50 руб. Панно можно выжечь за 48 ч. Общие затраты на повременную оплату труда по выжиганию за 48 ч работы (Cв) составят: Сз= Cв х Сэл = 2.400р. Себестоимость изделия: С= Cэл + Cз = 1.70 + 2.400 = 2.401,70 руб. Без учета заработной платы, которую я себе не плачу себестоимость панно равна 1.70 руб.

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость панно с ценой разделочных досок, которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 50-100 руб., и прийти к выводу, что: а) изготовление панно для собственных нужд очень выгодно; б) производство панно экономически обосновано, реализация - реально возможна.

Глава 4. Экологическая оценка проекта .

Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

При работе над проектом панно «Пегас» решены все поставленные задачи:

Разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из фанеры;

Разработан несложный технологический процесс изготовления панно на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской и в домашних условиях;

Изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из фанеры красивого и недорогого панно достигнута.

Практическая значимость изделия состоит в применении панно в декоративных целях. Кроме того, при желании можно организовать производство и реализацию подобной продукции на кружке в школе.

Однако в дальнейшем в конструкцию и технологию изготовления панно можно было бы внести некоторые изменения:

Применить технологию глубокого выжигания;

Применить для придания выразительности картине акварельные краски.

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации панно. Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.

    Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2004.

    Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.

    Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 1991.

    Школа и производство 2002 г. №3. 8.

    Школа и производство 2004 г. №5. 9.

    Школа и производство. 2006 г. №24. 7.

Приложение №1

Технологическая карта

п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления, материалы

Выбрать заготовку с учетом размеров; разметить на них контуры и выпилить по контуру, сохраняя разметочную линию

470

600

Карандаш, электролобзик по дереву и столярный угольник, верстак

Зачистить поверхность заготовки с помощью шлифовальной шкурки.

Верстак, шлифовальная шкурка, брусок (50х100).

Нанести рисунок на поверхность заготовки.

Карандаш

Выжечь нанесенный на заготовку рисунок

Электровыжигатель

Прикрутить крепление на обратной стороне панно.

Саморезы, отвертка

Приложение №2

Выполнение панно

Приложение №3

Готовые работы

Выжигание - самый древний традиционный способ декориро-вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че-ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем-ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек-туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел-ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь-ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен-но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а ). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де-ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б ).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах - пирография и пиротипия .

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир - огонь, графо - писать, рисовать).

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи-рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1 , соединительных проводов 2 , нагревательного нако-нечника (пера) 4 , закрепленного в пластмассовой ручке 3 . Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5 .

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко-торый при прохождении по нему электрического тока накаляет-ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на-конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате-лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис-пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а ). Они имеют набор пере-менных штампов (стержневых наса-док, рис. 141, б ), с помощью кото-рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в ).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу-ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают-ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель-ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро-вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под-готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща-ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо-вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда-шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун-ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок-са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом - с помощью копировальной бумаги - на заготовку. Калька - это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру-гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго-товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи-мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо-ты, а руки - свободно расположенными на столе. Детали изде-лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж-дые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе-ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий - так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой-чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а ). Точки образуются благодаря легким прикосновени-ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас-стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя-нии одна от другой, образуются линии , которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б ).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным .

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби-ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен-ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли-нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а ). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б ).

При выполнении сложного изображения с большим количе-ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль-зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон-тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир - огонь, типос - оттиск, отпечаток). Эта тех-ника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнамен-тальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148).


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы-жигатель со штампом ставят перпендику-лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож-но получить необходимую расцветку ри-сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до-стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа-неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь-зуют при изготовлении большого количе-ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско-рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об-разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща-тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф-ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли-ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис-пользовать для отделки изделий выжиганием современные до-стижения техники. Самой известной является лазерная техноло-гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом - лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго-товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь-шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • технологии выжигания по дереву
  • аппарат для лазерного выжигания по дереву
  • трафареты для выжигания по дереву военные самолёты
  • технологиявыжигание по дереву
  • штамп выжигатель

Абидова Дилора
Творческий детский проект «Выжигание по дереву»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»

Выжигание по дереву

Творческий проект

Участники :

П. Глеб Андреевич,

Р. Анастасия Дмитриевна

(подготовительная к школе группа №5)

Руководитель :

Абидова Дилора Аскаровна

(воспитатель)

г. Нягань

1. Введение…. ….…3

2. Основная часть…. ….…. 4

дереву… . 4

2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву… .….6

2.3. Техника выжигания по дереву . …8

выжигания по дереву… .…. 10

3. Заключение….12

4. Список использованной литературы…. …13

5. Приложение…14

1. Введение

У моей мамы был осенью день рожденья, и мне захотелось сделать для нее подарок своими руками. Я попросил помощи у папы, и он мне предложил выжечь на фанерке картинку. Мы выбрали картинку белочки, перенесли ее на фанерку, и затем папа научил меня работать выжигателем . Мне очень понравилось создавать рисунок выжиганием , получилась очень красивая белочка. Я принес в группу свою поделку, и показал детям. Им очень понравилась моя поделка, но они не знали, что такое выжигание по дереву , и как выжигают . Я предложил детям познакомиться с техникой выжигания по дереву и выжечь своим мамам подарки на 8 марта.

Увидев поделку и книгу «Выжигание по дереву » , Настя тоже решила сделать маме подарок. Но она не знала, что еще можно выжечь по дереву , и как выжечь. Мы задумались : когда появился такой прибор - выжигатель , и используют ли сейчас люди такой способ - выжигание по дереву . С этим вопросом мы обратились к воспитателю Дине Аскаровне.

У нас появилась цель : как можно больше узнать о выжигании по дереву и научиться выжигать изделия по дереву .

Задачи :

Познакомиться с историей появления выжигания по дереву выжигателя (его основными частями) ;

Узнать о материалах и инструментах для выжигания по дереву ;

Ознакомиться со способами работы выжигателем по дереву ;

Овладеть простой техникой выжигания по дереву .

2. Основная часть

2.1. История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву

Из книг мы узнали : выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.

Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями , декоративно украшенными выжиганием .

В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры , надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву , нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки , их называли «троицкие» , а украшали их выжиганием . Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек .

В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева . В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.

Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания , и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором , проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.

В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.

Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.

2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву

Существует несколько видов выжигания . Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски :

1. Выжигание по контуру : линиями выжигается только контур предмета.

2. Силуэтное выжигание : полностью выжигаются либо фигурки людей , животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.

4. Выжигание с передачей светотени : этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию .

Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания , лучше всего выжигать не штрихами , а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.

Выжигать можно на любой деревянной поверхности , но лучше всего подходит бук (деревянные ложки , лопатки, разделочные доски, идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.

Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.

Электровыжигатель состоит из вилки , трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки : вправо-больше, влево-меньше.

Мы узнали некоторые правила пользования электровыжигателем :

Не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

Не подносить раскаленную насадку к лицу;

Не вскрывать коробку трансформатора;

Не скручивать и не сгибать электрический провод;

Не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;

Не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.

2.3. Техника выжигания по дереву

Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву .

Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.

Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки : на них фигуры изображены в профиль, с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Силуэтный портрет изображается только в профиль

Прочертив контур, заполняем его темным тоном. Для достижения такого эффекта водим перо медленно, и в случае необходимости обрабатываем поверхность несколько раз.

Прошло много времени, и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов. Они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.

Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.

КОМПОЗИЦИЯ

Эскиз – это предварительный рисунок. Сюжет – это предмет изображения, т. е. то, что будет изображено на картине : городской, деревенский или морской пейзаж . В переводе с французского языка – «пейзаж» означает «местность, страна» , но этим же словом обозначают и изображение природы в искусстве.

Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции : деревья , кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. В создании эскиза учитывается все : количество изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т. е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы : чем дальше, тем предметы становятся меньше.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.

Из семи цветов радуги только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов : красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зеленый; красный + желтый = оранжевый. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным – сочетание различных оттенков синего цвета.

2.4. Овладение плоской техникой выжигания по дереву

В нашем детском саду узнали , что мы интересуемся выжженными по дереву изделиями и организовали выставку «Выжигаем по дереву » . Нам стали приносить разные вещи, картинки, книги, журналы.

Мы узнали много интересного, собрали альбом с изделиями, выжженными по дереву . Стали думать, что можно выжечь по дереву . И решили выжечь на доске куклу Акань, про которую узнали, когда знакомились с бытом коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Мы решили подарить нашему детскому саду эту поделку , так как в этом году мы выпускаемся в школу.

Северная кукла Акань была символом семьи, дома. Куклу любят, с ней делятся обидами и лакомствами. Когда она рядом, быстрее приходит сон. Женщины хранят свои детские куклы и создают новые, как когда-то их прародительницы оберегали домашних идолов, охранявших дом, род. У каждой девочки был собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с нарядами. И кукол, и платья для них девочка шьет только сама. Дети любили играть с куклой, лежащей в берестяной люльке. Для кукол делали постели, подушки, сумочки и другие предметы.

Для выжигания куклы Акань мы воспользовались плоским выжиганием , когда изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек.

Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии : от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева . Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис, а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами : нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

3. Заключение

В процессе творческой работы мы узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву , с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями) ; узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву ; освоили способы работы выжигателем по дереву ; овладели простой техникой выжигания по дереву .

От работы с деревом и электровыжигателем мы получаем только удовольствие, радуемся результату своего труда. Ведь ни для кого не секрет, что занятия с деревом и электровыжигателем способствуют развитию творчества , воображения, развивают тонкую ручную координацию. Теперь с помощью электровыжигателя мы сможем выжечь по дереву не только куклу Акань, но и герб нашего города – красоту и гордость наших сердец. Вот какой секрет открыл нам электровыжигатель !

Свою выставку мы решили показать всем детям нашего детского сада «Веснянка» .

В дальнейшем хотим научиться другим техникам выжигания по дереву .

4. Список использованной литературы

1. Васнецова Н. Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель» , 2001 – 264 с.

2. Подарки для друзей : Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.

3. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.

4. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву . – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.

5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М» , 2011 – 53 с.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-02

МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Белозёрова Е.,

Жмакин Г. (11 кл.)

Руководитель проекта

Жмакин О.А.

2008 год

Введение

    Подготовка материала к выжиганию

    Приемы выжигания

    Технология изготовления набора разделочных досок

    Экономическое обоснование

    Правила техники безопасности

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX -X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

1. Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3. Технология изготовления набора разделочных досок

Поз.

Наименование

Кол - во

Материал

Размеры, мм

Разделочная доска

Древесина

20 ×170× 360

Подвеска

// - // - //

20 ×90× 360

Колышек

// - // - //

Ø12× 42

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ø 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ø 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ø 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ø 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.

4. Экономическое обоснование

С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.

Стоимость материала С м = 53 руб.

Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.

Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.

Себестоимость С = С м + З + З др

С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.

5. Правила техники безопасности

    При пилении древесины:

пользуйся упорами и направителями;

не держи левую руку близко к полотну пилы;

не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

    Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

работай на станке с разрешения учителя.

    При работе на сверлильном станке:

правильно установи сверло;

надежно закрепи деталь;

плавно и равномерно подавай сверло;

заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

    Выполняя лакокрасочные работы:

не держи долго открытыми банки с красками;

при работе не подноси краски к лицу;

работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

используй защитные средства; перчатки, респиратор;

после завершения работы вымой руки с мылом.

    Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

работай в проветриваемом помещении;

проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.

Список используемой литературы

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

    Школа и производство. 2006 г. №24.

    Школа и производство 2002 г. №3.

    Школа и производство 2004 г. №5.

    Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

    Сайт: http://vuzhigatel.ru

    Сайт: http ://www .lobzik .pri .ee

Приложение 1

Работы Белозёровой Екатерины

Рис. 1 - Набор разделочных досок

Рис. 2 - Панно «Гармония»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то